Блог

Путешествие на почтовых

В эпоху, описанную Александром Сергеевичем Пушкиным в романе "Евгений Онегин," движение на почтовых станциях было организовано по определённым правилам и традициям. Давайте рассмотрим основные моменты устройства почтового сообщения того времени.

Почтовая станция (станция)
Почтовая станция представляла собой пункт, где путешественники могли сменить лошадей, отдохнуть и получить необходимые услуги. Станции располагались вдоль основных дорог на расстоянии примерно 30–40 километров друг от друга, что соответствовало дневному переходу на лошадях.

Процедура смены лошадей
Когда путник прибывал на станцию, он предъявлял подорожную — документ, подтверждающий право на использование почтовой службы. Подорожная содержала информацию о маршруте, количестве лошадей и других важных данных. На основании подорожной выдавалась новая упряжка лошадей.

Оплата проезда
Путешественникам приходилось оплачивать проезд либо заранее, приобретая подорожную, либо непосредственно на станции. Стоимость зависела от количества лошадей и расстояния. Также существовали особые тарифы для государственных чиновников и курьеров.

Время ожидания
Время ожидания новой упряжки могло варьироваться в зависимости от загруженности станции и наличия свободных лошадей. Обычно ожидание занимало от нескольких минут до часа, но в редких случаях могло затянуться дольше.

Обслуживание
На почтовых станциях также предоставлялись услуги питания и ночлега. Путники могли перекусить, выпить чаю или переночевать перед дальней дорогой. Качество обслуживания сильно различалось в зависимости от региона и состояния конкретной станции.

Скорость передвижения
Средняя скорость движения на почтовых составляла около 10–15 км/ч. Таким образом, расстояние в 100 километров можно было преодолеть за 6–10 часов, не считая остановок на смену лошадей и отдых.

Важность почтовых станций
Почтовые станции играли важную роль в транспортной системе Российской империи. Они обеспечивали быструю доставку писем, посылок и официальных документов, а также позволяли путешествующим людям преодолевать большие расстояния с относительным комфортом.

Предположим, что усадьба находилась на расстоянии около 50–70 километров от Санкт-Петербурга, что соответствует расстоянию до пригородных зон того времени. Учитывая, что почтовые станции располагались обычно каждые 30–40 километров, Евгений Онегин мог посетить одну-две почтовые станции на своём пути.

Таким образом, вероятнее всего, Евгений Онегин посетил одну или две почтовые станции, сменив лошадей и, возможно, сделав короткую остановку для отдыха.

Для передвижения нужна была подорожная.
Подорожная — это официальный документ, необходимый для использования почтовой службы в Российской империи. Она давала право на получение лошадей и других транспортных средств на почтовых станциях.

Получить подорожную можно было несколькими способами:
В Главном почтамте: Основной способ получения подорожной заключался в обращении в Главный почтамт соответствующего города. В Санкт-Петербурге, откуда отправлялся Евгений Онегин, главным почтамтом был Императорский почтамт, расположенный на Дворцовой площади. Там путешественнику выдавали подорожную на основании предъявленных документов и оплаты.

Через губернатора или чиновника: Если человек занимал высокое положение в обществе или был государственным служащим, он мог обратиться к губернатору или другому высокопоставленному чиновнику для получения подорожной. Чиновник подписывал и заверял документ, после чего его можно было использовать на почтовых станциях.

Приобретение подорожной у частных лиц: В некоторых случаях подорожные могли передаваться или продаваться частным лицам. Это было распространённой практикой, особенно среди дворянства и знати, которые могли передавать свои подорожные друзьям или родственникам.

После получения подорожной путешественник мог отправиться в путь, предъявляя её на каждой почтовой станции для замены лошадей и продолжения поездки.

Государственная подорожная: Государственные чиновники и официальные лица получали подорожные бесплатно или по льготным тарифам. Обычные граждане должны были оплатить полную стоимость.

Частная подорожная: Для обычных граждан стоимость подорожной могла составлять от нескольких рублей до десятков рублей, в зависимости от дальности маршрута и количества лошадей. Например, в первой половине XIX века цена могла колебаться от 5 до 25 рублей за одну лошадь на определённое расстояние.

Дополнительные расходы: Помимо стоимости подорожной, путешественники могли нести дополнительные расходы, связанные с питанием, проживанием и другими услугами на почтовых станциях.

Таким образом, точную сумму назвать сложно, но можно утверждать, что подорожная была достаточно дорогостоящим документом, особенно для простых граждан.

В Российской империи система выдачи лошадей на почтовых станциях зависела от социального статуса и ранга путешественника. Эта иерархия регулировалась строгими правилами, установленными государством. Рассмотрим основные категории и принципы распределения лошадей:

1. Высший класс (Курьеры и государственные чиновники):
Курьеры: Курьеры, доставлявшие срочную государственную почту или важные документы, имели приоритетное право на получение лучших лошадей. Им выделялись самые быстрые и выносливые лошади, и они могли менять их на любой станции без задержек.
Высокопоставленные чиновники: Высшие государственные чиновники, такие как губернаторы, министры и генералы, также пользовались привилегиями. Им предоставляли лучшие лошади, и их запросы выполнялись в первую очередь.

2. Средний класс (Дворяне и зажиточные горожане):
Дворяне: Представители дворянства имели право на получение хороших лошадей, но не всегда могли претендовать на самых лучших. Их запросы удовлетворялись после удовлетворения нужд высшего класса.
Зажиточные горожане: Купцы, промышленники и другие представители среднего класса также могли рассчитывать на приличные лошади, но их статус был ниже, чем у дворян.

3. Низший класс (Простолюдины и крестьяне):
Простолюдины: Люди низкого социального положения, такие как крестьяне и рабочие, могли получать лошадей только после удовлетворения запросов всех остальных категорий. Лошади, предоставляемые им, зачастую были менее качественными и медленными.
Крестьяне: Крестьянское сословие практически не пользовалось почтовыми службами, так как большинство из них не имело достаточных средств для оплаты подорожной и услуг на станциях.

Дополнительные факторы:
Подорожная: Наличие подорожной было обязательным условием для получения лошадей. В документе указывался ранг путешественника, что определяло порядок предоставления лошадей.

Оплата: Чем выше социальный статус, тем меньше приходилось платить за услуги почтовой станции. Некоторые категории вообще освобождались от платы.

Правила этикета: Взаимодействие на почтовых станциях строго регламентировалось нормами поведения и уважения к высшим чинам. Нарушение этих правил могло повлечь за собой неприятности.

Таким образом, система выдачи лошадей на почтовых станциях была чётко структурирована и зависела от социального статуса и ранга путешественника.

Табель о рангах — это законодательный акт, введенный императором Петром I в 1722 году, который устанавливал систему служебных классов (рангов) в Российской империи. Табель о рангах регулировал порядок продвижения по службе, права и обязанности государственных служащих, а также их социальные привилегии. Рассмотрим основные аспекты этого документа:

Основные классы и ранги:
Гражданские чины:
Канцлер (I класс)
Действительный тайный советник (II класс)
Тайный советник (III класс)
Действительный статский советник (IV класс)
Статский советник (V класс)
Коллежский советник (VI класс)
Надворный советник (VII класс)
Коллежский асессор (VIII класс)
Титулярный советник (IX класс)
Коллежский секретарь (X класс)
Корабельный секретарь (XI класс)
Губернский секретарь (XII класс)
Провинциальный секретарь (XIII класс)
Коллежский регистратор (XIV класс)

Привилегии и обязанности:
Право на дворянство: Занятие определённого ранга автоматически давало право на личное или потомственное дворянство.

Почет и уважение: Высокие ранги сопровождались особыми титулами и формами обращения, что подчёркивало их значимость в обществе.

Доступ к ресурсам: Чиновники высокого ранга имели доступ к лучшим услугам, включая предоставление лошадей на почтовых станциях.

Ответственность: Каждый чин обязывал к выполнению определенных обязанностей и несению ответственности за свои действия.

Значимость табеля о рангах:
Табель о рангах сыграл важную роль в формировании бюрократической системы Российской империи. Он установил четкие правила карьерного роста и распределения привилегий, что способствовало укреплению государственной власти и повышению эффективности управления страной.

Станционный смотритель в Российской империи, согласно Табелю о рангах, принадлежал к XIV классу гражданской службы. Этот чин соответствовал должности коллежского регистратора. Станционные смотрители отвечали за организацию работы почтовых станций, обеспечение путешественников лошадьми, питание и проживание на станциях.

Хотя должность станционного смотрителя не считалась престижной, она играла важную роль в обеспечении функционирования почтовой службы. Эти люди занимались организацией и контролем процесса перемещения почты и пассажиров, обеспечивая бесперебойную работу станций.

Как проходила поездка из Санкт-Петербурга в Москву.
Поездка из Санкт-Петербурга в Москву в XIX веке была важным событием, требующим тщательной подготовки и соблюдения определённых процедур. Давайте рассмотрим все этапы такой поездки, начиная с покупки подорожной и заканчивая прибытием в столицу.

1. Покупка подорожной
Перед началом путешествия необходимо было приобрести подорожную. Это можно было сделать двумя основными способами:

Главный почтамт: Путешественник отправлялся в главный почтамт Санкт-Петербурга, где получал подорожную. В документе указывались маршрут, количество лошадей и другие важные сведения.
Получение у чиновника: Если путешественник был представителем знати или занимал высокий пост, он мог получить подорожную через губернатора или другого высокопоставленного чиновника.

2. Начало поездки
После получения подорожной путешественник отправлялся на почтовую станцию, расположенную вблизи Санкт-Петербурга. Здесь он предъявлял подорожную и получал первую упряжку лошадей.

3. Движение между станциями
Расстояние между Санкт-Петербургом и Москвой составляло около 650 километров, и весь путь пролегал через сеть почтовых станций. Расстояние между станциями обычно составляло 30–40 километров, что позволяло делать остановки для смены лошадей и отдыха.

Процесс смены лошадей проходил следующим образом:
  • Путешественник прибывал на станцию и предъявлял подорожную.
  • Смотритель станции проверял документ и выдавал новую упряжку лошадей.
  • Путешественник продолжал свой путь до следующей станции.

4. Питание и ночлег
На почтовых станциях также предоставлялись услуги питания и проживания. Путники могли перекусить, выпить чаю или провести ночь в специально оборудованных комнатах. Качество обслуживания зависело от конкретного места и состояния станции.

5. Дорога и погода
Условия дороги и погода могли существенно влиять на продолжительность поездки. Зимой снег и мороз делали дорогу труднопроходимой, летом дожди превращали грунтовые дороги в грязь. Средняя скорость движения составляла около 10–15 км/ч, что означало, что весь путь мог занять от трёх до пяти дней.

6. Прибытие в Москву
После преодоления всех станций и смены лошадей путешественник наконец достигал Москвы. Здесь он мог сдать подорожную в местном почтамте и завершить своё путешествие.

Примерный распорядок дня:
  • Утренний выезд со станции.
  • Несколько смен лошадей в течение дня.
  • Ночной привал на одной из станций.
  • Ранний подъём и продолжение пути.

Таким образом, поездка из Санкт-Петербурга в Москву была сложным и длительным процессом, включавшим в себя множество этапов и процедур. Однако благодаря хорошо организованной почтовой системе и наличию сети станций, такая поездка была вполне возможной и осуществлялась многими людьми в то время.

Зачем сдавать подорожную?
Сдача подорожной по прибытии в конечный пункт назначения имела несколько причин:

Учёт и контроль: Подорожная являлась официальным документом, подтверждающим использование почтовой службы. Её сдача позволяла властям вести учёт поездок и контролировать работу почтовых станций.

Проверка нарушений: Сдаваемая подорожная могла использоваться для проверки соблюдения правил дорожного движения и порядка пользования почтовыми станциями. Если обнаруживались нарушения, такие как несанкционированная остановка или использование большего числа лошадей, чем положено, это могло повлечь за собой штрафы или иные санкции.

Бухгалтерия и отчётность: Сданные подорожные использовались для ведения бухгалтерской отчетности и расчётов с владельцами почтовых станций. Это позволяло государству контролировать финансовые потоки и следить за расходами на содержание почтовой инфраструктуры.

Архивация: Подорожные сохранялись в архивах, что позволяло в будущем восстанавливать информацию о поездках, маршрутах и пассажирах, если это было необходимо.

Таким образом, сдача подорожной была важной частью административной процедуры, обеспечивающей прозрачность и эффективность работы почтовой системы Российской империи.

Прохождение застав.
Заставы на въезде и выезде из городов в Российской империи играли важную роль в контроле за передвижением людей и товаров. Они представляли собой специальные пункты, расположенные на границах городских территорий, где проводились проверки документов, взимались пошлины и контролировалась безопасность. Рассмотрим подробнее, зачем нужны были эти заставы и как они функционировали.

Функции застав:
Контроль за въездом и выездом: Заставы служили для контроля за теми, кто входил в город или покидал его. Это позволяло властям отслеживать перемещение людей и предотвращать проникновение нежелательных элементов.

Сбор пошлин и налогов: На заставах взимались различные сборы и налоги с проезжающих торговцев и купцов. Это был важный источник дохода для казны, позволяющий финансировать городские нужды.

Борьба с контрабандой: Заставы также служили для предотвращения контрабанды товаров. Таможенные инспекторы проводили досмотры грузов и багажа, чтобы убедиться, что перевозимые товары соответствуют установленным нормам.

Санитарный контроль: В периоды эпидемий и вспышек болезней заставы становились важными пунктами санитарного контроля. Путешественники проходили проверку здоровья, а подозрительных лиц могли отправить на карантин.

Процедуры на заставах:
Предъявление документов: Путешественники обязаны были предъявить подорожные и другие документы, подтверждающие их личность и цель поездки.

Оплаты сборов: Торговцы и купцы платили пошлины за провоз товаров через заставу.
Досмотр багажа: Инспекторы могли проводить досмотр багажа и груза для выявления контрабанды или запрещенных товаров.

Медицинский осмотр: В случае необходимости проводилось медицинское обследование для выявления признаков заболеваний.

Значение застав:
Заставы играли важную роль в поддержании общественного порядка и безопасности в городах. Они защищали население от проникновения преступников и контрабандистов, а также обеспечивали поступление доходов в бюджет. Благодаря этим мерам удавалось поддерживать стабильность и процветание городов.

Таким образом, заставы на въезде и выезде из городов были неотъемлемой частью жизни в Российской империи, выполняя функции контроля, налогообложения и обеспечения безопасности.

В Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках существовало несколько застав, расположенных на въездах в город. Эти заставы играли важную роль в контроле за движением людей и товаров, а также в сборе пошлин и налогов. Рассмотрим подробнее, сколько и где находились эти заставы.

Количество и расположение застав:
Петербургская застава: Одна из главных застав, расположенная на южной окраине города. Она контролировала движение по дороге, ведущей в Москву.
Московская застава: Находилась на северной границе города и контролировала движение по Московской дороге, соединявшей Петербург с Москвой.
Нарвская застава: Расположена на западной границе города, контролировала движение по дороге, ведущей в сторону Нарвы и далее в Европу.
Шлиссельбургская застава: Контролировала движение по дороге, ведущей в сторону Шлиссельбурга и Ладоги.
Выборгская застава: Располагалась на северо-восточной границе города и контролировала движение по Выборгской дороге, ведущей в Финляндию.

Функционирование застав:
На каждой из этих застав действовали таможни, где взимались пошлины и налоги с проходящих через них людей и товаров. Таможенные инспекторы проверяли документы, осматривали багаж и грузы, чтобы предотвратить контрабанду и незаконное пересечение границ. На заставах также проводился медицинский осмотр для предотвращения распространения инфекционных заболеваний.

Историческая справка:
Заставы в Санкт-Петербурге начали появляться в конце XVII века, когда город начал быстро расти и развиваться. Со временем их значение увеличилось, и они стали играть важную роль в экономической и социальной жизни города. К началу XX века заставы утратили своё первоначальное значение из-за изменений в инфраструктуре и правилах таможенного контроля.

Таким образом, в Санкт-Петербурге насчитывалось пять главных застав, каждая из которых контролировала въезд и выезд из города в определенном направлении. Эти заставы служили для поддержания общественного порядка, сбора налогов и защиты населения от преступных элементов.

Почему Онегин ехал на почтовых?
Евгений Онегин решил воспользоваться почтовой службой, а не ехать на собственных лошадях по нескольким причинам:

Удобство и экономия времени: Использование почтовой службы позволяло Онегину сэкономить время и силы. Почтовая служба предоставляла лошадей на каждом этапе пути, что позволяло избежать длительного перерыва на отдых для лошадей, необходимых при долгой поездке.

Практичность и удобство: В те времена, когда лошади были основным средством передвижения, аренда лошадей на почтовых станциях была удобной альтернативой содержанию собственного конюшни и уходу за лошадьми. Это было особенно удобно для людей, которые не хотели заниматься хозяйственными вопросами, связанными с содержанием животных.

Социальный статус: Онегин был представителем знатного рода, и использование почтовой службы считалось нормой для людей его социального статуса. Важно понимать, что использование почтовой службы было знаком престижа и богатства, и отказ от неё мог восприниматься как недостаток финансовых возможностей.

Безопасность и надежность: Услугами почтовой службы пользовались многие аристократы, и она была надёжным способом передвижения. Он мог быть уверен, что получит свежие и сильные лошади на каждой станции, что уменьшало риск поломки экипажа или усталости лошадей, что могло замедлить поездку.

Традиции и обычаи: Езда на почтовых лошадях была обычным делом для многих путешественников, и Онегин, следуя общепринятым стандартам, использовал почтовую службу, чтобы добраться до усадьбы своего дяди.

Таким образом, решение Онегина воспользоваться почтовой службой объясняется удобством, экономией времени и социальным положением.

Да, для путешествий на своих лошадях тоже требовалась подорожная. Однако в этом случае она называлась не подорожной, а ямской, или подорожной для частного проезда. Ямская подорожная была необходима для того, чтобы пользоваться государственными дорогами и почтовыми станциями, где можно было остановиться на отдых и поменять уставших лошадей на свежих. Такая подорожная выдавалась на определённые сроки и могла быть получена в местных органах власти или на почтовых станциях.

Таким образом, даже при использовании собственных лошадей для передвижения по стране, дорожная инфраструктура и административные формальности всё равно оставались обязательными, и ямская подорожная была необходимым документом для беспрепятственного передвижения по дорогам и станциям.